Уходят в прошлое байдарочные оболочки из прорезиненного капрона, уже не встречаются баллоны катамаранов из «чернухи» и подобных материалов. На смену им пришел ПВХ – материал более легкий и прочный. Сейчас подавляющее большинство судов разных типов и классов сделаны из этого материала.
В Интернете много информации о ремонте надувных байдарок и шкур каркасных байдарок из ПВХ, советуют разное. Поэтому я не буду ссылаться на конкретные сайты, форумы и т. п., а поделюсь своим опытом, расскажу о том, в чем уверен и ни раз проверил на практике.
Клей
Во-первых нам понадобится правильный клей. Клей должен быть полиуретановый и никакой другой! Из широко распространённых и легко доступных я бы посоветовал «Момент-Кристалл» и «Уран». Есть и другие, лучшие по качеству, но более дорогие и менее доступные – их тоже можно использовать.Подготовка поверхности
Перед тем, как начать работу с клеем, поверхность нужно очистить от грязи. Это можно сделать обычной водой. После чего вытереть и просушить. Сухую поверхность обезжириваем ацетоном. Использовать другие растворители нельзя! Наждачную бумагу использовать тоже нельзя! Не нужно ничего зачищать! Ацетон частично растворяет ПВХ, материал становиться мягким и «рыхлым», клей внедряется в верхние слои ПВХ и становится с ним практически единым целым. Тут главное не переусердствовать, иначе можно полностью растворить ПВХ. После того, как ацетон испарится, материал востанавливае первоначальные свойства.Процесс заклейки
Под поврежденную шкуру подкладываем что-нибудь ровное и твердое (доску, крышку от котла, сковородку и т. п.) После подготовки поверхности клей наносится на обе склеиваемые детали и просушивается минут 10, до полного высыхания. Затем наносим клей повторно… и тут начинается самое интересное.ХОЛОДНЫЙ СПОСОБ. Повторно нанесенный клей сушится «на отлип» - т. е. клей должен быть не высохший, но при этом не прилипать к пальцам. Прижимаем латку к поверхности и прокатываем чем-нибудь твердым (бутылкой, роликом, скалкой и т. п.). В походных условиях можно использовать выгнутую сторону ложки. Имеет значение сила нажатия, а не продолжительность. Чем сильнее придавите, тем лучше. Судном можно пользоваться через 12 часов.
ГОРЯЧИЙ СПОСОБ. Процедура аналогична первому способу. Отличие в том, что перед прокаткой наклеенную латку нужно прогреть до 60-70 градусов. В стационарных условиях делать это можно бытовым или строительным феном, а также утюгом или горячим валиком – греем и одновременно прокатываем, сильно прижимая. В походных условиях используется металлическая кружка с ровным дном, в которую наливается кипяток. Этой кружкой мы прокатываем и прижимаем латку действуя как утюгом.
Можно использовать обычный полиэтиленовый пакетик - наливаем в него горячую воду, завязываем и кладем на место склейки. Через пару минут, когда всё прогреется, снимаем пакет и с силой прижимаем латку.
При таком способе склейки судном можно пользоваться после того, как полностью остынет латка, т. е. минут через 20-30.
Шить или не шить
Часто советуют зашивать разрез если он 10 и более сантиметров. Я считаю эту процедуру не только излишней, но и вредной. Длинные разрезы заклеиваются двумя латками – внутри и снаружи. Это делается и на надувных судах тоже. Техника постановки внутренний латки в баллон надувного судна не так проста, поэтому я не буду описывать её в этой короткой инструкции.Удачь вам, и безаварийных походов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий