среда, 20 декабря 2017 г.

"Да на таких байдарках в своё время Башкаус прошли!"


Вы ведь тоже иногда такое слышите? Особенно в разговорах с "бывалыми" водниками.
Порой приходится объяснять людям казалось бы очевидные вещи... Вот такой диалог состоялся под одним из моих видео на YouTube:



Первоначально в последнем посте товарища "Р" было написано про то, как он ходил на реки 4 и 5 к.с., но потом исправлено. Исправлено для того, чтобы я не чувствовал свою неполноценность 😄 Спасибо за заботу, товарищ! 😉
Это далеко не первый случай в моей туристской жизни. Поэтому я решил что проще один раз написать, чем сто раз объяснять. Итак...

А был ли Башкаус?


Да. Башкаус был.
В конце 70-х - начале 80-х было пять попыток пройти Башкаус на байдарках. Кратко история такова:




1974 год.  Москвичи прошли Башкаус от верховьев до поселка Усть-Улаган (т. е. только верхнее течение) на плоту, ЛАСе и байдарке (последней удалось пройти часть сложных препятствий верхнего Башкауса). 
Через две недели туристы из Тулы - четыре байдарки - продвинулись еще дальше, до реки Тускуль, и впервые дошли до нижнего ущелья (правда, на верхнем Башкаусе были обносы). Оба сплава были совершены в очень малую воду, когда река существенно теряет силу.

1977 год. Москвичи на трех байдарках повторили успех туляков (1974 г.), но вода была более высокой. Впервые были пройдены сложные препятствия верхнего Башкауса - первый каньон, порог "Водопадный". В Саратанском каньоне - кульминация верхнего Башкауса произошел групповой переворот при сплаве, в результате каньон был пройден лишь на половину.

1978 год. Московская группа прошла на двух катамаранах-четверках и двух байдарках верхний и средний Башкаус, а так же участок нижнего Башкауса примерно до середины. Подъем воды заставил их отступить. На пройденном участке нижнего Башкауса байдарки преодолели серьезнейшие пороги: "Безлюдный", "Мельница", "Камикадзе", были обнесены "Баррикадный", "Крутой", "Ключевой".

1981 год. Ленинградцы (три катамарана и две одноместные байдарки) по такой же примерно, что и в 1978 году, воде прошли без обносов верхний и средний Башкаус; в нижнем ущелье уровень воды не поднимался, что позволило дойти до устья, - правда, только на катамаранах; байдарки закончили сплав в том же месте, что и экипажи 1978 года.

Такова история байдарочного сплава по Башкаусу: пять групп, и река пока не пройдена. Да дело даже не в том, что не пройдена... Люди специально к этому готовились и готовили байдарки. Да и туристы были "специальные" - спортсмены и мастера. Это далеко не каждому по силам и умению.

Чем опасен каркас на бурной воде


Я тоже "во время оно" ходил на "Тайменях" и "Салютах" по бурной воде. Не в четверки-пятерки конечно, но в двойки-тройки ходил. Просто в то время небыло альтернативы - либо катамаран, либо каркасная байдарка. Лодки специально подготавливали к таким походам (я не буду говорить о фартуке и юбках - это само собой разумеется).
Во-первых каркас стягивался веревкой для того, чтобы "не играл", был жестче. А ещё для того, чтобы появился прогиб по продольной оси - "закаячка" - так байдарка легче управляется в потоке. Итак, первая опасность - неповоротливость лодки из-за выраженных штевней. Эта особенность не позволяет легко маневрировать в пороге, а также соскакивать и заходить на струю.
Во-вторых каркасная байдарка при заливе водой (в следствии повреждения шкуры например) легко идет на дно вместе с экипажем и снаряжением


Чтобы этого не произошло нужны емкости непотопляемости. Обычно использовали камеры от баскетбольных мячей и автомобильные камеры - их наталкивали в нос и корму байдарки.
Делали еще кучу разных доработок, увеличивающих живучесть судна. Материалы тогда были не слишком приспособлены к экстремальным нагрузкам... 
При навале на препятствие, когда байдарку прижимает потоком воды, каркас часто не выдерживает и ломается



Экипаж может зажать деталями поломанного каркаса и покинуть терпящее бедствие судно будет проблематично. В худшем случае сломанный кильсон может оказаться у вас в заднице, ну или стрингер - в районе печени, получится что-то вроде барашка на вертеле.


Всё написанное относится и к каркасно-надувным байдаркам тоже. Разве что емкости непотопляемости там есть по умолчанию.
Кто-то может посчитать всё это надуманной фигней... Ваше право. Никто не может запретить вам ходить сложные маршруты на каркасных байдарках, но не нужно распространять свою ересь среди начинающих - вдруг они вам поверят.


P.S. А вообще я люблю каркасные байдарки, они красивые 😍 Но на реки выше 2 к.с. я хожу на надувнушках... Так оно спокойнее.

1 комментарий:

  1. Вы уж простите, но как-то слишком однобоко. Кроме "салюта" с "тайменем", которые, к слову, расчитаны на спокойные реки и озера, существует достаточное количество КНК И КНБ придуманных именно для бурной воды. И в отличии о Вас, я бы не советовал без закрытой деки и бедренных(коленных) упоров, лезть в пороги выше 1-2 к.с.. По аналогии, я как-то не встречал успешных прохождений приличных порогов на катах, экипажами, сидящими на задницах на баллонах. Все почему-то на коленях, в упорах. Собственно Ваш фильм это тож подтверждает периодически. Можем пообщаться, обменяться опытом, с удовольствием аргументированно поспорю с Вами. Моя почта: m0909402@yandex.ru., есть whatsapp, telegram, Fb. Если в Москве, то и за чашкой кофе/чая. :)
    С уважением, Михаил.

    ОтветитьУдалить